Бейсбольная площадка - это сектор, лучи которого расходятся под прямым углом, и как бы делится на две зоны: "инфилд"- внутреннее поле и "аутфилд"- внешнее поле (рис. 1). Внутреннее поле - это квадрат со сторонами, равными 27 м 45 см.

Рис, 1. Расположение игроков: 1 - питчер; 2 - кетчер; 3 - игрок первой базы; 4 - игрок второй базы; 5 - игрок третьей базы; 6 - шорт-стоп; 7 - левый игрок внешнего поля; 8 - центральный игрок внешнего поля; 9-правый игрок внешнего поля; А - бьющий; В - бегущий второй базы.

По его углам расположены так называемые базы, вокруг которых и строится игра (в переводе с английского "бейс"-база, "бол"- мяч). База, от которой против часовой стрелки ведется нумерация остальных, называется домашней базой или просто домом. Внутри квадрата есть круг подачи, откуда мяч вводится в игру.

Суть игры сводится к единоборству двух команд, поочередно выступающих в нападении и обороне. Время поединка как таковое не ограничено; побеждает та команда, которой удается за девять иннингов (в ходе каждого иннинга соперники по одному разу играют в нападении и в обороне) совершить большее количество полных перебежек по базам и таким образом набрать большее количество очков. Ничьих в бейсболе не бывает. Если к окончанию девятого иннинга счет равный, то назначается десятый, одиннадцатый иннинг и т. д., пока какая-то команда не выйдет вперед. Однако может случиться, что уже к концу седьмого иннинга одна из команд будет иметь преимущество в 10 очков. В этом случае игра останавливается и объявляется победа нокаутом (термин заимствован из бокса). Иногда поединок может быть прерван после седьмого или даже пятого иннинга из-за погодных условий или наступившей темноты.

Когда команда играет в обороне, на поле одновременно находятся девять человек. Шесть из них занимают позиции во внутреннем поле: питчер (или подающий), кетчер (или принимающий мяч в доме), игроки первой, второй и третьей баз, а также шорт-стоп, располагающийся между второй и третьей базами. Остальные три игрока располагаются во внешнем поле - справа, слева и в центре. Задача этой девятки - не допустить, чтобы игра соперника в нападении оказалась результативной.

Достижение этой цели во многом зависит от питчера, от силы и сложности его подачи. Лишив возможности противника нанести прицельный удар битой по мячу, он тем самым фактически нейтрализует его атакующий потенциал. Дело в том, что мяч после подачи должен пролететь через зону "страйка" (удара) - пространство над домом, ограниченное верхней частью коленей и подмышками бьющего, когда он занимает естественную исходную позицию для удара (рис. 3).

Рис. 3

Если мяч летит вне этой зоны, то судья, располагающийся за спиной кетчера, фиксирует ошибку и подает команду "Бол!". После четырех таких ошибок бьющий автоматически получает право занять первую базу. Если же мяч летит правильно, а бьющий по нему не попадает, то судья определяет "страйк". После трех "страйков" бьющий выбывает из игры или, согласно бейсбольной терминологии, оказывается в ауте. Бьющий выбывает из игры также в следующих случаях: если ему удастся нанести удар, но полевые игроки обороны сумеют поймать мяч с лета; если мяч после удара коснется земли, но будет пойман и прибудет на базу раньше, чем сам бегущий.

После того как выбывают три игрока нападающей команды, соперники меняются ролями. Таким образом, каждый бейсболист должен уметь не только на бегу ловить и передавать мяч, но и хорошо владеть битой.

Как же все-таки осуществляется результативная атака? Начинается она тогда, когда бьющий наносит удар, позволяющий ему добежать до базы (как правило, сначала до первой, но бывает, что сразу до второй, а иногда и до третьей) раньше, чем обороняющиеся доставят туда мяч. С каждым последующим удачным действием партнеров или благодаря ошибкам соперников он продвигается с базы на базу. Если ему удается побывать на всех базах и вернуться в дом, то его команде засчитывается очко.

Существует и более быстрый способ результативной атаки - так называемый "хоум ран". Это удар, после которого мяч, пролетев через все поле (в зависимости от размеров площадки - 100-120 м), покидает его пределы. Такой удар позволяет бьющему беспрепятственно совершить "круг почета" и внести в копилку команды очко или даже сразу 2-4 очка, если кто-то из партнеров к моменту удара уже занимал базы.

Конечно, по сравнению с такими спортивными играми, как футбол, хоккей, баскетбол или регби, бейсбол беден движением. Вместе с тем эта игра полна внутреннего напряжения, ее исход нельзя предугадать (один удачный удар бьющего или одна ошибка обороняющегося может в корне изменить ситуацию на поле); подобно шахматам, она предусматривает разнообразные тактические варианты. И в этом каждый из вас легко может убедиться сам.

На главную